НАПИШИТЕ НАМ!
ОТВЕТИМ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
Виды вопросов в коучинге: исследования, уточнения, сверки
31.08.2022
Мы с вами продолжаем исследовать виды вопросов в коучинге (О том, как различаются закрытые и открытые вопросы, смотрите статью «Волшебные вопросы в коучинге»).
Сегодня поговорим скорее не о формально-лингвистических различиях, а о смысловых. Для этого разберем три вида вопросов, разные по своим целям: вопросы-исследования, вопросы-уточнения и вопросы-сверки.
Первая группа вопросов строится на тезисе о том, что «коуч проявляет любопытство, чтобы узнать больше о клиенте».
Многочисленные вопросы, позволяющие клиенту и коучу глубже исследовать тот кусок картины мира клиента, на котором сейчас выбирает остановиться сам клиент, являются вопросами-исследованиями.
Например:
Чего ты хочешь?
О чём это тебе говорит?
Что ты здесь замечаешь?
Что тебе открывается, когда ты говоришь об этом?
Что ты об этом думаешь?
Что ты чувствуешь, когда произносишь это?
О чём это для тебя?
Что ты делаешь, когда…?
Кто и что тебя окружает?
Во что ты веришь?
Что важного для тебя в…?
Что меняется в тебе?
Какой ты, когда…?
Ради чего бОльшего ты это делаешь?
О таких вопросах написаны тонны книг и статей, было также несколько попыток соединить ТОП-500 вопросов коучинга в одну книгу, но… дежурный подход к любого рода вопросам, а тем более – к исследовательским, не подходит.
В нашем подходе Академии мы опираемся на то, что каждый коуч учится ПРИНЦИПУ СОСТАВЛЕНИЯ ВОПРОСОВ под задачи клиента на каждой конкретной сессии, без заучивания готовых фраз, которые могут оказаться уместными в одной сессии и абсолютно бесполезными в другой.
Когда коуч обучен внимательно слушать и слышать клиента, задействовать в вопросах и слова клиента, и его стиль говорения, и нужную под задачу энергию подачи вопроса, тогда вопросы словно «оживают» и начинают работать на цели данного конкретного клиента в данной конкретной сессии. А коуч не пытается «натянуть сову на глобус» или клиента – на задуманный им вопрос.
Вопросы-исследования могут содержать: вопросы из Пирамиды логических уровней Р. Дилтса, вопросы из «Триады внимания», вопросы из различных технологий, взятые отдельно от технологии. Такие вопросы могут задаваться по ветке времени: в прошлое (в поиске ресурса, например, «что тебе помогало в прошлом обретать уверенность?»), в настоящее (например, «что прямо сейчас на сессии ты начинаешь понимать про свою уверенность?») или в будущее (например, «как если бы ты уже создал этот проект, и уже прошло несколько месяцев… что меняется для тебя в нём?»).
Вторая группа вопросов, которые по сути являются подгруппой первых – это вопросы-уточнения понятий и связей между ними.
Мы решили выделить их в отдельную группу, потому что это весьма специфичные вопросы, цель которых – уточнить или расшифровать, что клиент имеет в виду под тем или иным понятием. Кроме того, если на них отдельно не фиксировать внимание коучей, то случаются такие странные коуч-сессии, когда клиент в начале сессии заявляет центральным словом «уверенность», например, «хочу обрести уверенность при работе с ВИП-клиентами»; коуч притворяется, что он понял, что клиент имеет в виду, и они со всего маху ударяются в исследование, забывая уточнить, что же такое «уверенность». Ведь для каждого из нас уверенность разная! Особенно, в разных контекстах и с разными людьми.
Поэтому примеры таких вопросов кажутся очевидными:
Что это для тебя?
Что ты имеешь в виду под…?
Что обычно ты подразумеваешь под…?
А как это связано с твоим вторым понятием «ответственность»?
Что из этих двух первично, а что вторично?
Эти вопросы, в отличие от исследовательских, не двигают нас по шкале времени – мы словно поставили исследование по шкале времени на паузу, чтобы уточнить и разъяснить все центральные понятия. Где здесь грань между уточнением реально важного для клиента понятия и неразборчивым уточнением всего подряд? Наблюдайте за клиентом! Что он выделяет голосом, телом, мимикой особенно? Что он повторяет несколько раз? Что он ставит в центр исследования сегодня? Именно эти ключевые 2-3-4 понятия важно уточнить, причём как можно раньше, не допуская странных вопросов вроде: «И какие способы существую повысить уверенность?», когда вы ещё не знаете, ЧТО ЭТО ТАКОЕ.
Итак, уточняйте, уточняйте, уточняйте!
И, наконец, третья группа вопросов – это вопросы-сверки.
Исполняющие свою специфическую роль, они нужны нам как воздух. Цель этих вопросов – дать клиенту возможность выбора, куда идти в сессии, не делая выбор за него. Соблюдая принцип стремления к недирективности (см. статью «Недирективность»).
Примерами таких вопросов могут служить:
Полезно ли тебе будет поисследовать тему Х, которую ты упомянул только что?
Хочешь ли зайти в эту тему глубже?
Я правильно понимаю, что сегодня для тебя хорошим результатом будет…?
Ты перечислил А, Б и В: над чем из этого ты хочешь поработать сегодня?
Насколько это соответствует твоей заявленной цели?
Насколько это похоже на то, что ты искал сегодня?
Насколько это продвигает тебя к цели сессии?
Обратите внимание, что часть этих вопросов – закрытая (первые три): да, действительно, иногда именно на сверках полезно создавать закрытую форму, чтобы клиент мог чётко ответить ДА или НЕТ, и вы поняли, идёте ли вы в тот или иной кусочек исследования. Сверка – это ещё не само исследование. Сверка – это не уточнение понятий. Сверка – это выбор вектора пути на многочисленных развилках сессии. Причём задача коучей – эту развилку показать и пригласить к выбору, а задача клиента – выбрать вектор дальнейшего хода сессии. А не наоборот.
Мы с вами изучили три группы вопросов, перечень которых не является исчерпывающим. Но претендовать на полноту в одной статье и не приходится. Для полноты и объёма картины, а также для умения задавать качественные, неординарные, а главное – продвигающие вопросы, приходите учиться на основной курс Всемирной Академии коучинга «Профессия – коуч».
