НАПИШИТЕ НАМ!
ОТВЕТИМ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
Как и для чего исследовать убеждения клиента?
29.11.2022
Сегодня мы поговорим о вопросах, исследующих убеждения клиента и о том, для чего нужны такие вопросы.
Убеждение — это то, как видит мир вокруг себя человек, как он оценивает свою реальность, действия окружающих и свои действия. Это сформированное жизненное правило, которое влияет на происходящее в жизни человека.
Примеры таких жизненных правил и убеждений:
- • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- • Веди себя скромно, не высовывайся.
- • Любовь — боль.
- • Деньги портят людей.
- • Я доверяю миру.
- • Все люди — друзья.
- • Мир полон изобилия.
Вы понимаете, как такие убеждения могут разворачивать жизненную ситуацию клиента? Порой клиент настолько свыкся со своими убеждениями, что не видит и не понимает, как свои подсознательными действиями он отталкивает от себя возможности финансового и карьерного роста, счастливых отношений.
Какими могут быть ценности и убеждения?
- Собственные и навязанные.
Собственные ценности и убеждения человек взял принял осознанно. Навязанные он принял от кого-то на веру, как правило, недостаточно осознанно.
- Истинные и декларируемые.
Истинные являются практическим ориентиром, руководством к действию, а декларируемые вспоминаются по случаю и при необходимости легко обходятся.
- Сдерживающие и мотивирующие.
Первые ограничивают клиента от того, чтобы двигаться к своим целям, а вторые поддерживают клиента на пути, дают ему ресурсы и энергию.
- Конструктивные и деструктивные.
Конструктивные помогают клиенту двигаться к своим целям, дают заряд положительной энергии, а деструктивные сдерживают или даже разрушают это движение.
Тут важно понимать, что одно и то же убеждение в одном контексте и в одной сессии будет конструктивным, а в другом — деструктивным.
Пример: такая ценность, как свобода на работе может стать конструктивной для клиента (свобода предлагать новые решения и говорить все, что ты думаешь), а в семейной жизни — деструктивной (клиент из состояния свободы говорит все, что думает своей второй половине и тем самым провоцирует конфликты).
А может быть и наоборот: открыто говорить все, что думаешь на работе — деструктивно, а дома — конструктивно.
И именно задача профессионала-коуча грамотно “подсветить” клиенту, что в данном случае помогает клиенту в одной ситуации, а что не работает в других условиях.
- Духовные (связь с миссией) и эгоистические.
Эгоистические убеждения и ценности относятся к формам самовыживания и самообеспечения, с фокусом на себе. Духовные открывают более широкий фокус, человек думает не только о себе, но и о других.
- Глубинные и поверхностные.
Поверхностные ценности — это чаще всего привнесенные, декларируемые и эгоистические. Глубинные — как правило, собственные, истинные и духовные.
Если клиент уже думал над ценностями и убеждениями, то он может быстро и легко ответить на достаточно глубокий вопрос, и ему будет сложно различить поверхностное это убеждение или глубинное.
Но чаще всего, если вы с клиентом “пошли в глубину”, то его ответы не быстрые, и ему потребуется пауза на поиск честного ответа внутри себя.
Именно для того чтобы клиенту лучше понять себя, стать максимально честным с самим собой, коучу так важно задавать грамотно сформулированные, вовремя заданные вопросы и перепроверять свои гипотезы.
Вопросы на выявление убеждений и прояснение реальных и декларируемых убеждений
- - В чем ты убежден?
- - Во что ты веришь в своей (жизни, работе, текущей деятельности)
- - Я словно бы слышу некое убеждение… Можешь ли подробнее рассказать об этом?
- - Во что тебе требуется верить?
- - Всегда ли это убеждение (правило, формула…) работает в твоей жизни? Какие есть исключения?
- - Кем бы ты был без этой мысли?
- - Почему ты так решил? Исходя из чего делаешь такой вывод?
- - Что позволяет тебе верить в это?
- - Что дает тебе эта мысль, ценность, убеждение?
- - В чем польза от этой мысли?
- - Какую цену ты платишь за эту мысль?
Практика: попробуйте внедрить эти вопросы в ближайшей коуч-сессии. Попробуйте самостоятельно ответить на них и “прощупать” свои убеждения.
Порой бывает сложно грамотно встроить вопросы в структуру сессии, “уловить” тот самый момент, когда ответ будет наиболее уместным и попадет прямо в цель. Но все приходит с опытом, знаниями и практикой.
На нашей трехмодульной программе “Профессия коуч. Международный уровень” мы даем детальное описание каждого шага и, конечно, много практикуем.
Хотите стать экспертом в профессии коучинга? Нарастить экспертность возможно с помощью глубоких знаний и практики? Как вам это убеждение?
