Бесплатный 5-дневный тренинг о том, как стать коучем и зарабатывать от 100 тысяч в месяц, просто общаясь с людьми. Подробнее

ЕСТЬ ВОПРОС?

НАПИШИТЕ НАМ!
ОТВЕТИМ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Как и для чего исследовать ценности клиента?

30.11.2022

Как и для чего исследовать ценности клиента?

Мы уже разобрали много полезной информации, в частности, узнали как выявлять убеждения клиента. Сегодня подробнее остановимся на клиентских ценностях.

Ценность — важность, значимость, полезность чего-либо для человека. То, что имеет для него особый смысл. Это явление или предмет, в котором человек сильно заинтересован или испытывает в этом особую потребность.

Именно ценности —  та движущая сила, которая поможет ответить на вопрос: «Почему конкретно этот человек выбирает то, что выбирает».

Для чего важно осознавать свои ценности?

У каждого из нас своя система ценностей. Какие-то из них — ключевые, какие-то — второстепенные. Часто ценности не осознаются до конца. 

Гармонично и успешно можно жить только тогда, когда наше поведение совпадают с нашими ценностями. 

Если мы живем не в соответствии со своими ценностями, возникает сильный стресс, и на первый план выходят такие эмоции, как тревога, разочарование, опустошение, выгорание, депрессия.


Какие бывают виды ценностей?

Разделяют материальные и духовные ценности. Многим известно понятие вечных ценностей. 

Ценность в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. 

Ценность в экономике используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя. 

Философское понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация. 

Какими могут быть ценности и убеждения? 

  1. Собственные и навязанные. Собственные ценности и убеждения человек взял принял осознанно. Навязанные он принял от кого-то на веру, как правило, недостаточно осознанно. 
  1. Истинные и декларируемые. Истинные являются практическим ориентиром, руководством к действию, а декларируемые вспоминаются по случаю, и при необходимости легко обходятся. 
  1. Сдерживающие и мотивирующие. Первые ограничивают клиента от того, чтобы двигаться к своим целям, а вторые поддерживают клиента на пути, дают ему ресурсы и энергию.
  1. Конструктивные и деструктивные. Конструктивные помогают клиенту двигаться к своим целям, дают заряд положительной энергии, а деструктивные сдерживают или даже разрушают это движение.

Но тут важно понимать, что одно и то же убеждение в одном контексте и в одной сессии будет конструктивным, а в другом — деструктивным. 

Пример: такая ценность, как свобода на работе может стать конструктивной для клиента (свобода предлагать новые решения и говорить все, что ты думаешь), а в семейной жизни — деструктивной (клиент из состояния свободы говорит все, что думает своей второй половине, и тем самым провоцирует конфликты). 

А может быть и наоборот — открыто говорить все, что думаешь на работе — деструктивно, а дома — конструктивно. 

И именно задача профессионала-коуча грамотно “подсветить” клиенту, что в данном случае помогает клиенту в одной ситуации, а что не работает в других условиях.

  1. Духовные (связь с миссией) и эгоистические. Эгоистические убеждения и ценности относятся к формам самовыживания и самообеспечения, с фокусом на себе. Духовные открывают более широкий фокус, человек думает не только о себе, но и о других.
  1. Глубинные и поверхностные. Поверхностные ценности — это чаще всего привнесенные, декларируемые и эгоистические. Глубинные — как правило, собственные, истинные и духовные. 

Вопросы, которые помогут выявить ценности

  • • Что для вас важно в ___? 
  • • Что ценного для вас в___? 
  • • Чего вы хотите от работы/дома/системы/отношений/дружбы? 
  • • Что было бы идеальным в работе/доме/системе/отношениях/дружбе? 
  • • Почему вы используете вашу текущую систему/текущую тренировку/текущий тайм-менеджмент/текущий способ руководства вашей командой? 
  • • Что удерживает вас в текущей работе/текущих отношениях/нынешнем доме? 
  • • Почему вы выбрали свой нынешний дом/эту работу/эти отношения/такой стиль управления? 
  • • Что для вас важно (ваше текущее поле деятельности, как оно есть)? 
  • • Интересно, что вы сказали, что … имеет значение. Не могли бы вы рассказать мне, почему вы считаете … таким важным для себя?

ПРАКТИКА: попробуйте начать с себя и осознать свои ключевые ценности, а также используйте эти вопросы в своей коуч-практике.

Настоящий профессионал в коучинге может привести клиента к мощному инсайту всего одним вопросом, если он будет задан вовремя и точно.

Если вы хотите стать уверенным экспертом в коучинге, приносить пользу своим клиентам и достойно зарабатывать, добро пожаловать на программу «Профессия — Коуч» Международная программа обучения коучингу 2 в 1.

/upload/iblock/787/gnmgi6o3a75ipvlj2whepbos9u7arqye/gorbachev.jpg
Автор статьи Геннадий Горбачев Основатель Всемирной Академии Коучинга
decor