НАПИШИТЕ НАМ!
ОТВЕТИМ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
Как и для чего исследовать ценности клиента?
30.11.2022
Мы уже разобрали много полезной информации, в частности, узнали как выявлять убеждения клиента. Сегодня подробнее остановимся на клиентских ценностях.
Ценность — важность, значимость, полезность чего-либо для человека. То, что имеет для него особый смысл. Это явление или предмет, в котором человек сильно заинтересован или испытывает в этом особую потребность.
Именно ценности — та движущая сила, которая поможет ответить на вопрос: «Почему конкретно этот человек выбирает то, что выбирает».
Для чего важно осознавать свои ценности?
У каждого из нас своя система ценностей. Какие-то из них — ключевые, какие-то — второстепенные. Часто ценности не осознаются до конца.
Гармонично и успешно можно жить только тогда, когда наше поведение совпадают с нашими ценностями.
Если мы живем не в соответствии со своими ценностями, возникает сильный стресс, и на первый план выходят такие эмоции, как тревога, разочарование, опустошение, выгорание, депрессия.
Какие бывают виды ценностей?
Разделяют материальные и духовные ценности. Многим известно понятие вечных ценностей.
Ценность в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений.
Ценность в экономике используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя.
Философское понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
Какими могут быть ценности и убеждения?
- Собственные и навязанные. Собственные ценности и убеждения человек взял принял осознанно. Навязанные он принял от кого-то на веру, как правило, недостаточно осознанно.
- Истинные и декларируемые. Истинные являются практическим ориентиром, руководством к действию, а декларируемые вспоминаются по случаю, и при необходимости легко обходятся.
- Сдерживающие и мотивирующие. Первые ограничивают клиента от того, чтобы двигаться к своим целям, а вторые поддерживают клиента на пути, дают ему ресурсы и энергию.
- Конструктивные и деструктивные. Конструктивные помогают клиенту двигаться к своим целям, дают заряд положительной энергии, а деструктивные сдерживают или даже разрушают это движение.
Но тут важно понимать, что одно и то же убеждение в одном контексте и в одной сессии будет конструктивным, а в другом — деструктивным.
Пример: такая ценность, как свобода на работе может стать конструктивной для клиента (свобода предлагать новые решения и говорить все, что ты думаешь), а в семейной жизни — деструктивной (клиент из состояния свободы говорит все, что думает своей второй половине, и тем самым провоцирует конфликты).
А может быть и наоборот — открыто говорить все, что думаешь на работе — деструктивно, а дома — конструктивно.
И именно задача профессионала-коуча грамотно “подсветить” клиенту, что в данном случае помогает клиенту в одной ситуации, а что не работает в других условиях.
- Духовные (связь с миссией) и эгоистические. Эгоистические убеждения и ценности относятся к формам самовыживания и самообеспечения, с фокусом на себе. Духовные открывают более широкий фокус, человек думает не только о себе, но и о других.
- Глубинные и поверхностные. Поверхностные ценности — это чаще всего привнесенные, декларируемые и эгоистические. Глубинные — как правило, собственные, истинные и духовные.
Вопросы, которые помогут выявить ценности
- • Что для вас важно в ___?
- • Что ценного для вас в___?
- • Чего вы хотите от работы/дома/системы/отношений/дружбы?
- • Что было бы идеальным в работе/доме/системе/отношениях/дружбе?
- • Почему вы используете вашу текущую систему/текущую тренировку/текущий тайм-менеджмент/текущий способ руководства вашей командой?
- • Что удерживает вас в текущей работе/текущих отношениях/нынешнем доме?
- • Почему вы выбрали свой нынешний дом/эту работу/эти отношения/такой стиль управления?
- • Что для вас важно (ваше текущее поле деятельности, как оно есть)?
- • Интересно, что вы сказали, что … имеет значение. Не могли бы вы рассказать мне, почему вы считаете … таким важным для себя?
ПРАКТИКА: попробуйте начать с себя и осознать свои ключевые ценности, а также используйте эти вопросы в своей коуч-практике.
Настоящий профессионал в коучинге может привести клиента к мощному инсайту всего одним вопросом, если он будет задан вовремя и точно.
Если вы хотите стать уверенным экспертом в коучинге, приносить пользу своим клиентам и достойно зарабатывать, добро пожаловать на программу «Профессия — Коуч» Международная программа обучения коучингу 2 в 1.
